Это и есть теория проб и ошибок — предположений и опровержений. XIV. Но каковы же тогда источники нашего знания? Таким образом, оптимистическая эпистемология Бэкона и Декарта не может быть истинной. Наше знание и, в частности, научное знание прогрессирует благодаря неоправданным (и не могущим быть оправданными) ожиданиям, догадкам, пробным решениям наших проблем, благодаря предположениям.


Новизна «несет ли новая теория вклад в научный прогресс». Метафизика не только препятствовала прогрессу науки, но и способствовала ему (например, атомизм — 60). Кроме того, устаревшая наука может сама превратиться в метафизику. Тем не менее, Поппер признает, что наука имеет эмпирический фундамент, т.е. исходит из описания мира возможного опыта и допускает «возможность опытной её проверки». Эти предположения контролируются критикой, то есть попытками опровержения, включающими в себя серьезные критические проверки.

Вот так мы и учимся на наших ошибках. II. Наша проблема относится к теории познания, или эпистемологии, которая считается наиболее абстрактной и совершенно лишенной практического интереса областью чистой философии. Эта формула выражает тесную связь между эпистемологическим оптимизмом и идеями либерализма. Эта теория невежества достаточно хорошо известна в той форме, которую придал ей марксизм. Эта курьезная вера в заговор является почти неизбежным следствием оптимистической убежденности в том, что при равных условиях истина и, следовательно, добродетель должны побеждать.

Реферат: Концепция развития научного знания Карла Поппера

Однако в основном она была мифом, как была мифом и теория проявленности истины, из которой она выросла. Всем нам известно, что истину часто трудно обнаружить, и даже когда она найдена, ее вновь легко потерять. Тем не менее удивительным представляется то обстоятельство, что эта ложная эпистемология явилась главной вдохновительницей интеллектуальной и нравственной революции, не имеющей аналогов в истории.

Она внушила им надежду на то, что благодаря знанию они могут освободить себя и других от рабства и страданий. VI. Однако эта ложная эпистемология имела также и печальные последствия.

Требуется авторитет для того, чтобы почти ежедневно устанавливать и провозглашать, что считается очевидной истиной, и это можно делать достаточно произвольно. И мы яснее понимаем, почему эта эпистемология — не только у Декарта, но и у Бэкона — остается, по сути дела, религиозным учением, которое источник всякого знания видит в божественном авторитете. X. Несмотря на религиозный характер эпистемологии Бэкона и Декарта, огонь их критики был направлен на авторитет и традицию.

Место научного знания в обществе

Однако, им так и не удалось решить важнейшую проблему: как признать, что познание является человеческим деянием, и в то же время не предполагать, что оно индивидуально и произвольно? Что такое терпимость?» — спрашивает Вольтер в своем «Философском словаре» и отвечает: «Это необходимое следствие нашей человеческой природы.

Карл Поппер и постпозитивистская традиция в философии науки

XI. В качестве новых авторитетов Бэкон и Декарт представили наблюдение и разум, которыми обладает каждый человек. Что же касается авторитета чувств как источника знания, то их ненадежность была известна еще древним.

Эссенциализмом» я назвал философскую концепцию, которая пытается так тесно связать значение и истину, что стремление трактовать их одним и тем же образом становится непреодолимым. Программа сведения всего знания к его первичному источнику в наблюдении логически неосуществима: она ведет к регрессу в бесконечность.

1.6.2.2. Фаллибилизм и квазикритерии предпочтения теорий

Фундаментальная ошибка философской теории первичных источников знания состоит в том, что она недостаточно ясно отличает вопрос об источниках от вопроса об истинности.

1.6.2.5. «Третий мир» К. Поппера

Когда спрашивают об источниках знания, то при этом считают, будто знание может обрести легитимность благодаря своему происхождению. 1. Не существует первичных источников знания. И мы можем пытаться обнаружить это, либо непосредственно проверяя само утверждение, либо подвергая проверке его следствия. Но можно проверять также, являются ли наши исторические источники внутренне и взаимно непротиворечивыми.

Принцип фальсификации и проблема демаркации

5. Тот факт, что большинство источников нашего знания являются традиционными, говорит о бесплодности антитрадиционализма. Развитие познания заключается главным образом в модификации более раннего знания. 7. Пессимистическая и оптимистическая эпистемологии приблизительно в равной мере ошибочны. У нас нет критерия истины, и этот факт поддерживает пессимизм. 9. Хотя ясность ценна сама по себе, строгость и точность таковыми не являются: не следует стремиться к точности более высокой, чем требует наша проблема.

1.6.2.3. Защита идеалов объективной истины и реализма.

Чем больше и глубже мы погружаемся в изучение мира, тем более осознанным и точным становится наше знание о том, чего мы не знаем, знание нашего невежества. В самом деле, основной источник нашего невежества заключен в том (56:) факте, что наше знание может быть лишь конечным, в то время как наше невежество необходимо должно быть бесконечно.

1.6.2.4. Аргументы Поппера в пользу реализма

Изучая теории Фрейда и Адлера, я не смог придумать никакой формы человеческого поведения, которую нельзя было бы объяснить на основе каждой из этих теорий. 3) Каждая «хорошая» научная теория является некоторым запрещением: она запрещает появление определенных событий. Все сказанное можно суммировать в следующем утверждении: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или проверяемость. Марксистская теория истории, в своих ранних формулировках давала проверяемые предсказания и действительно была фальсифицирована.

Две упомянутые ранее психоаналитические теории просто являются непроверяемыми и неопровержимыми теориями. Что же касается описания Фрейдом Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго) и Оно (Ид), то оно по сути своей не более научно, чем история Гомера об Олимпе.

В этом случае будет казаться, что существуют авторитетные источники нашего знания. Таким образом, они придали своей теории «конвенционалистский характер» и благодаря этой уловке разрушили ее широко разрекламированные претензии на научный статус. Это в то же время теория опыта, приписывающая нашим наблюдениям столь же скромную и почти столь же важную роль — роль проверки, способной помочь нам обнаружить ошибки. 3) Повторные наблюдения и эксперименты используются в науке как проверки наших предположений и гипотез, то есть как попытки их опровержения.

Еще фишки:

  • Классный час (2 класс) по темеКлассный час (2 класс) по теме В Древней Греции об этих цветах существовала легенда. Это один из немногих цветов, о котором сложено много легенд и сказаний. На языке цветов тюльпан означает […]
  • Сравнение со Львом Толстым не сработалоСравнение со Львом Толстым не сработало В сравнении с другими странами президент Южной Кореи обладает широкими полномочиями — он может назначать премьер-министра и глав министерств (согласия парламента). В […]
  • Причины кожных высыпаний на лобкеПричины кожных высыпаний на лобке Причиной высыпаний на лобке может быть фтириаз. Важно знать! Зуд в области лобка может быть вызван не только венерическими заболеваниями и бритьем, но и сахарным […]

Комментарии запрещены.

Навигация по записям