Системность в современной эстетике. Эстетика — философия эстетической и художественной деятельности. Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в различных сферах. Какие суждения высказывались о прекрасном в античной эстетике?


1. А.И.Смирнов. В книге рассматриваются физиологические и психологические основания и законы красоты и их приложение к эстетической теории музыки и живописи. 2. М.Гюйо. Современная эстетика Санкт-Петербург, 1890 год. Типография Н. А. Лебедева.

Прекрасное – эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. Основные положения эстетики. Ценность эстетики. Понятие прекрасного как одной из спорных категорий эстетики. Определение понятия и раскрытие содержания прекрасного как эстетической проблемы в творчестве, природе и жизни. Самопознание и совершенствование эстетических ценностей, идеалы красоты.

Эстетическое как ценность. Прекрасное — коренная категория эстетики. Развитие эстетических учений в периоды Античности, Средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени. Творческий метод как эстетическая категория. Эстетические категории как инструмент познания и практического освоения действительности, их разделение на прекрасное и безобразное. Характеристика возвышенного и низменного. Категории трагического и комического.

У древних народов отношение к миру сохраняло целостность, а эстетический интерес еще не вычленился в самостоятельную сферу (не отделился от практического). То есть в природе прекрасных явлений и произведений обнаруживаются как объективные, так и субъективные стороны. В характеристике мироздания присутствовала эстетическая оценка: реальное бытие — прекрасно. Эта по-детски непосредственная вера в трудную для древнего человека жизнь, в ее красоту и гармонию актуальна сегодня в мире, близком к отчаянию.

Зачатки космогонии и эстетики были слиты, и отсутствовали резкие границы между научным (стихийно-диалектическим) и художественным мышлением. 3. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.

В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости. Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве.

Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества. А.Ф.Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой. Произведения искусства создаются в результате художественной деятельности, представляющей собой высшую форму эстетической деятельности человека. Но сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она затрагивает и аспекты, имеющие практический характер: дизайн, садово-парковую культуру, культуру быта и т.д.

Техническая эстетика – это теория дизайна, освоение мира по законам красоты промышленными средствами. Джон Рескин в своих работах Прерафаэлитизм (1851) и Политическая экономия искусства (1857) ввел понятие эстетически ценных продуктов.

Эстетика как наука о прекрасном

Эта область эстетического знания пока мало разработана, но у нее большое будущее, так как ее сфера интересов широка и многообразна. Таким образом, эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного освоения человеком действительности.

1.2 Прекрасное в имплицитной эстетики

Цель художественного творчества – создание конкретного произведения искусства. В эстетике признается иерархия художественных способностей, которая выглядит следующим образом: одаренность, талантливость, гениальность. Гениальность. В античности гениальность понималась как явление иррациональное. Например, Плотин объяснял гений художника потоком творческой энергии, идущей из лежащих в основе мира идей. В эпоху Возрождения существовал культ гения как творческой индивидуальности.

Эстетическое сознание каждой эпохи вбирает в себя все существующие в ней рефлексии по поводу прекрасного и искусства. Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. Прекрасное и полезное. Пара «прекрасное и безобразное» — отсутствует, ибо прекрасное включено в добро, а безобразное — в зло. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник.

Еще фишки:

  • Полоскание горла содой и сольюПолоскание горла содой и солью Полощите горло только теплым раствором. 1. Полоскание горла при ангине солью, йодом и содой - самый доступный, простой способ. Полоскание горла содой солью и йодом […]
  • ТЕСТО КАК ПУХ на кефиреТЕСТО КАК ПУХ на кефире Описание: Это тесто лeгкое и быстрое в приготовлении. Также тесто, как пух, для пирожков получится на кефире, простокваше и сметане. 4. Замесить тесто и оставить,чтобы […]
  • ЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-80сЭЛЕКТРОВОЗ ВЛ-80с БУРТ установлен в первой секции электровоза. Первые партии серийных электровозов. Все электровозы серии ВЛ80С эксплуатируются в локомотивном депо Барановичи. Первые […]

Комментарии запрещены.

Навигация по записям