Жены и дочери побежденных ханов в тюркском эпосе, как и в истории, обычно становятся наложницами победителей. Руническое письмо и памятники стеллы в честь каханов (царей). 87) Сынчи — знаток качества людей и коней, чаще — в последнем смысле. Герои «Авесты» в эпосе «Урал-батыр». Формула неуязвимости в «Манасе» и «Алпамыше» почти совпадает, что указывает на ее древность.


Батырь придается к имени или прозванию, и русские этому следуют: Денис-батырь, Мальханов-батырь. 1) у тюркских народов и монголов в прошлом звание, даваемое отдельным лицам за военные заслуги; 2) в быту и фольклоре тюркских народов богатырь, витязь. В знак мира выбросила Санирабийга свой белый платок, и он стал развеваться по ветру, а сама вместе с сорока девушками появилась перед войском.

О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири*

Обычай этот до недавнего времени был широко распространен и среди тюркских народов. В. Жирмунский «Литературные отношения Востока и Запада» (Юбилейный сборник Ленинградского госуниверситета. С. А. Козина. 1941, стр. 86) — сон Дей-Сечена о Чингис-хане, и м. др. В «Манасе» вещий сон предрекает также рождение героя Алмамбета и его будущую судьбу. 5) В основе этого рассказа лежат представления т. н. «симпатической магии».

Летняя школа по формальным методам в фольклористике — 2004

7) Силы богатырского младенца проявляются уже в колыбели. 8) Симпатическая связь между богатырем и его конем устанавливается с рождения. В эпосе тюркоязычных народов этот древний мотив имеет широкое распространение. В азербайджанской версии «Кёроглы» одновременно рождаются Хасан-бек, сын героя, и предназначенный ему отцом рыжий жеребенок, зачатый от ГЫрата, богатырского коня Кёроглы.

Б узбекской версии Тороглы» герой и его конь Гырат- молочные братья (младенец Гороглы вскормлен кобылой, матерью Гьфата). В алтайском эпосе, имеющем особо архаический характер, богатырские кони обычно либо рождаются в один день с героем, либо вскормлены с ним одной матерью (см. Н. Улагашев «Алтай-Бучай.

Особенно часто богатырский младенец бьет и калечит во время игры своих сверстников. Литературные отношения Востока и Запада», стр. 159. (11) Для эпических сказаний всех народов характерен юный возраст, в котором герой впервые показывает свою силу. Стр. там же, стр. 159-160.

Поиски жанровой дифференциации детского фольклора и проблемы изучения его отдельных возрастных групп

Сорок — эпическое число в фольклоре тюркских народов. Поскольку Ай-Коджо изображается современником пророка, Орозбаков или его ближайшие учителя относили времена Манаса к XII-XIII векам (около 500 лет после Мухаммеда). 14) Подобно другим эпическим героям, Манас владеет прославленным богатырским оружием: мечом (кылыч), копьем (найза) и ружьем (кельте — старинный вид ружья). Добыча богатырского меча, как и коня, необходимого для совершения подвига, рассматривалась как сопряженная с особыми трудностями (мотив, широко распространенный и в волшебной сказке).

Одноглазыми циклопами являются в «Великом походе» китайские великаны Малгун и Мадыкан-доо

Б форме Кункор, Хункор распространено у многих тюркских народов, как собственное имя или титул эпических властителей, обычно с тем же народным осмыслением «кровопийца». См. М. С. Андреев «Чилтаны в среднеазиатских верованиях» в сборнике в честь акад. Б. В. Бартольда. Единственное уязвимое место Малгуна — его глаз. То же говорится в «Китаби-Коркуд» об одноглазом Депе-Гёзе. Такие первые пушки, огромные по своим размерам (см. «Царь-пушку» в Москве), окружены в киргизском эпосе суеверными представлениями.

25) Дочь вражеского властителя (или дочь тюремщика), полюбив попавшего в плен молодого героя, отпускает его на свободу. Любовный эпизод Билерика и Нургузар принадлежит к самым поздним наслоениям в «Манаса», на что указывают мусульманские (арабско-персидские) имена героев (Джахангир — Нургузар). 26) Массовым битвам в эпосе, в соответствии с воинским обычаем, предшествуют поединки богатырей.

33) Побратимство богатырей — мотив, известный в эпосе всех народ (Илья и Добрыня, Добрыня и Алеша и др. русских былинах

27) Это упоминание в тексте Орозбакова имени древнего певца, выступающего во время пира, представляет значительный интерес. 28) Эпический портрет Манаса содержит черты гиперболического величия и силы, сходные с гиперболическими образами калмыкских богатырей и родственные по своему характеру волшебной и богатырской сказке. 30) История Алмамбета рассказывается в варианте Орозбакова перед сватовством.

Между этими вариантами имеются довольно значительные расхождения, как с записью В. В. Радлова. В частности у Орозбакова Алмамбет — сын хана Соорондика; у Каралаева — хан Соорондик — отец Алтынай, матери Алмамбета, а имя приемного отца Алмамбета — Азисхкан. Общей для всех этих вариантов является концепция чудесного рождения героя, будущего мусульманина и врага своих родичей — язычников.

89) Аналогичные легенды об «уходе» и своеобразном бессмертии любимых народных героев имеет широкое распространение в мировом фольклоре. 2) Рождение героя от бездетных, уже престарелых родителей, которые терпели стыд и поношение за свое бесплодие, представляет мотив, широко распространенный в эпосе и сказке.

Еще фишки:

Комментарии запрещены.

Навигация по записям