Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно ко­торому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного позна­ния.


Широко распространен в западной философии. В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответствен­но материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направ­ление в философии, сторонники которого считали, что в отно­шениях материи и сознания первичной является материя.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. ВХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. 1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

4. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала не­одобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. В отношении проблемы добра и зла (как в отношении мно­гих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Философия». Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины.

4.Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства. Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.

1. Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). 1. Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию).

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания? В материализме выделяется особое направление — вульгар­ный материализм. В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).

ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии. Восприятие китайской философией человека имеет ряд осо­бенностей. Пань-Гу, либо в результате любви фантастических перво­предков Фуси и Нюйвы — людей-драконов. Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, ме­талла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно име­нуемые «Даодэцзин». Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источ­ником учения — произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»). Как вести себя в обществе? Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIIIв.

Его основателя­ми были Шан Ян (390 — 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 — 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управ­лять обществом?

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

Таким обра­зом, легизм — философия сильной государственной власти. В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм. В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась дости­жениями европейской философской мысли (в частности, анг­лийской). 2.Онтология индийской философии (учение о бытии и небы­тии) опирается на закон Риты — космической эволюции, цик­личности, порядка и взаимосвязанности.

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания. Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милет­ской школы, один из самых первых выдающихся греческих уче­ных и философов. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

7. «Сократические школы» — философские учения, сложившие­ся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. Киренская школа основана в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 «Предмет и методы философии»). Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Еще фишки:

Комментарии запрещены.

Навигация по записям