Рассматриваемый спор можно представить в понятиях сущности и существования. И понятия не существуют в божественном разуме. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности (вот и сработала «бритва Оккама»). Номиналист считает, что общее не существует, а понятия есть имена, ноумены, знаки. Тут все дело, считал Оккам, в направленности субъекта, его души на предмет познания.


Она состоит в том, что эти данные допускают как номиналистическую, так и реалистическую интерпретацию. Отметим еще раз, но уже по-другому, чем ранее, различие между номиналистической и реалистической методологиями. Если экзаменатор требует от студента выяснения сущности вещей и задает вопросы типа «Что такое масса?», «Что такое собственность?», то он реалист. Номиналист претендует на меньшее: его интересует не «почему?» и «что есть?», а «как?».

Итак, существует ли общее в вещах? Многие споры поутихли бы, если общее можно было бы зафиксировать экспериментально, что считается невозможным. Почему мы в состоянии измерить одной и той же мерой представляющиеся нам столь различными объекты? Номинализм практически также не упускает из виду общее постольку, поскольку он имеет дело с понятиями.

Сильная сторона номинализма — внимание к единичному — в средние века возвышало каждого единичного субъекта, в том числе и простолюдина, задавленного верхними этажами феодальной иерархии. Прогрессивная роль средневекового номинализма, конечно же, была связана не с ограничением им общего, а с его вниманием к единичному. 1. Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии.

СПОР НОМИНАЛИЗМА И РЕАЛИЗМА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

2. Философию средневековья характеризовал библейский традиционализм и ретроспективность. Соответственно, и вся философия была «экзегетична». В своих формах. Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии. В целом философия средневековья обосновывала возможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истин христианства в космическом масштабе, была по духу оптимистична. Проблема универсалий–проблема общих понятий (ставилась Платоном – «идеи», Аристотелем–«материя и форма»).

Номиналисты считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или Иоанна Скотта Эриугена (810 – 877) – ирландец, жил во Франции.

Эриугена был реалистом. Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Я верую в бога, но вера д. иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса. Пьер Абеляр (1079 – 1142) – французский философ и теолог. По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существенные признаки класса предметов.

Реализм и номинализм

Номиналист же продолжает линию софистов, которых Сократ критиковал за непонимание общего. Такое устремление, по определению, есть интенция. В то же время концептуалисты обвиняли номиналистов в «сотрясении воздуха»: имелось в виду, что они считают понятия всего лишь словами, не раскрывая их подлинной природы.

То есть познание возможно только с помощью разума. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Фома, в отличие от Августина, обращался не только к чувствам и интуиции, а еще к рассудку и здравому смыслу.

Предпосылкой нравственного поведения Фома считает свободу воли. Разум может возвыситься над волей и управлять ею. Конечная цель человека – любовь к Богу и его созерцанию. Разум показывает, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью.

Задача монарха – вести граждан к добродетели жизни. Церковь, выражающая в себе волю Бога, должна подчинить себе государственную власть. Спор реалистов, номиналистов и концептуалистов тянется до наших дней, точка в нем так и не поставлена. Бесспорно одно: в определенном отношении были правы как первые, так и вторые, и третьи. В современной философии весьма значимыми считаются следующие представления об общих именах, понятиях и общих признаках.

Предметы данного класса (множества) составляют именно класс (множество) в силу обладания каждым из этих предметов общим признаком (свойством или отношением). Итак, общие признаки предметов обозначаются общими именами, а содержание тех и других интерпретируется в понятиях.

Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Однако в этот период не было «чистого» материализма и «чистого» идеализма. Был посредником между реалистами и номиналистами. Это все-таки «бритва», хоть и в кавычках. По природе души ее интенция такова, что она сказывается во многих вещах, но общего в самих вещах нет, оно приписано к душе, точнее, к голове человека.

Еще фишки:

  • От топота копыт пыль по полю летитОт топота копыт пыль по полю летит Есть созвездие Стрельца, а вот система...) Так вот если прокрутить абракадабру профессора наоборот, то получится: "От топота копыт пыль по полю летит". Семён Сковородин […]
  • Бешеная Сушка 2Бешеная Сушка 2 Но даже мы в Штабе "Бешеная Сушка" не знаем, когда наш Big Daddy решит приостановить процесс... Ей 27, она дважды мама и у нее кайфовый пресс. Узнала об Игре и тут же […]
  • Медкнижка в БалашихеМедкнижка в Балашихе Собственно оформление бланка медкнижки (личной медицинской книжки). Обращайтесь, мы будем рады помочь вам в проведении профессиональных медицинских осмотров и […]

Комментарии запрещены.

Навигация по записям