В русском переводе водевиль был поставлен в Петербургской императорской труппе тоже на следующий год — в 1838 г., но постановка успеха не имела и тут же была убрана из репертуара.


Исполнение двух выдающихся русских актёров роли Синичкина было совершенно различным. В следующем 1838 году водевиль был поставлен на сцене Французского театра в Берлине. Первая публикация прошла в журнале «Репертуар русского театра на 1840», т. 1, СПБ, 1840, кн. 1, под назв. «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка».

Но Лев Гурыч Синичкин всегда приходит на помощь дочери, а он и сам силен в интриганстве и придумал, как избавиться от примадонны. Драматург Борзиков первоначально звался Лошадка — явный намек на Ф. А. Кони, автора множества водевилей, шедших на сценах императорских театров, и в какой-то степени конкурента самого Ленского.

Афиша Александринского театра спектакля «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д. Т. Ленского

Мартынов же стремился показать образ в социальном аспекте — «маленького человека», забитого обществом. Вся пьеса сложена очень умно и замысловато, в главном действующем лице даже довольно ловко очерчен характер. А сам водевиль про первого Льва Гурыча и его дочь-дебютантку тем временем уверенно завоевывал зрителей. Б. В. Щукин в роли Синичкина. Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского.

Водевиль внес свой вклад в крылатые слова, породив выражение «Из любви к искусству» — так говаривал дамский волокита граф Зефиров, ухаживая за всеми молоденькими актрисами

1974 году — «Лев Гурыч Синичкин», режиссер А. А. Белинский (см. фильм — видеоролик в начале данной статьи). Выражение вышло за сценические рамки и прижилось в народной молве; обозначает: не корысти ради, а просто так, неизвестно зачем.

В таком виде пьесы входили в репертуары русских театров начала 19 века — в первую очередь, императорских (Московская императорская и Петербургская императорская труппы). Так же поступил и на этот раз Д. Т. Ленский, взявшись за перевод-переделку французского водевиля. Помимо текста водевиля, Ленский сам же сочинил слова куплетов персонажей.

Лиза Синичкина мечтает стать актрисой, как ее отец. И тот стремится помочь своей талантливой дочери. Но хотя все авторские намеки легко читались современными зрителями, водевиль Ленского является не сатирой, а веселым парафразом русской театральной атмосферы начала 19 столетия. Музыка использовалась та же — А. Н. Верстовского. Первые постановки в обеих императорских труппах вызвали всеобщие зрительские восторги.

Живокини, мастер комизма и неожиданных импровизаций, вел роль комедийную, без сложных социальных ассоциаций. 2012 — московский театр п/р О. Табакова показал свою версию спектакля «Лев Гурыч Синичкин»; текст М.Вольпина и Н.Эрдмана к фильму режиссера К. Юдина по мотивам водевиля Д.Ленского. В ролях: М.Хомяков, Н.Гусева, Е.Миллер. Действие перенесено в период НЭПа — см. видеоролик справа.

Французские водевили создавались для полуграмотной буржуазной публики. Образы и ситуации, шаржированные в пьесе, были узнаваемы, а потому — смешны. Водевиль неоднократно ставился на разных сценах и, судя по всему, не собирается покидать театральные подмостки. Старый актер мечтает о главной роли для своей юной талантливой дочери. После ряда усилий героев и веселых недоразумений мечта старика сбывается, а стерва-премьерша посрамлена вместе со своим высоким покровителем.

Премьера французского водевиля прошла 28 октября 1837 в парижском театре Варьете (фр.Théâtre des Variétés); в том же году пьеса вышла отдельным изданием в Париже. Водевиль «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» прочно вошел в русский театральный репертуар. Критик В. Г. Белинский писал о петербургской постановке: «Ленский оказал театральной публике истинную услугу своим забавным „Львом Гурычем Синичкиным“.

Еще фишки:

Комментарии запрещены.

Навигация по записям