Работа с таким сновидением может быть построена на идентификации переживаний и образов с отдельными фигурами из детства. Вариант такой же «техники» поиск общности функции фигуры из сна и функции терапевта в отношениях с клиентом. В таких снах клиенту трудно идентифицировать чувства. В снах есть много детского.


Но пока более привлекательна психотерапевтическая работа с воспоминаниями о снах или с фантазиями, похожими на сны. В психологическом эксперименте возможно обращение к образным аспектам сновидения.

Сон — королевская дорога в бессознательное». Но тренировку креативности, фантазии и наблюдательности, в связи с интерпретациями сновидений, трудно переоценить. Причем это касается всех «объектов» в сновидении, которые упомянуты как «существительные». Клиент погружается в состояние, предположительно подобное тому, которое было при «просматривании сновидения». Но сейчас клиент бодрствует, и может осознавать свои чувства и реакции.

После того запись сна позволяет последовательно переходить от фигуры к фигуре, создавая эпизоды погружения в чувства. В терапевтической сессии может быть выбрана тактика активного отношения клиента и терапевта к воспоминаниям об увиденном клиентом сновидении.

В практике выделяют 4 сферы работы со сновидениями и, в зависимости от выбора стратегии терапевта, сосредотачивают внимание клиента более на одной из «сфер». То есть сон, или сообщение о сне рассматривается как часть контакта между терапевтом и клиентом.

Техники работы со снами в гештальте

В этом случае каждый образ сна (завершенная фигура) и каждый сюжетный ход в композиции сна служат формой выражения и проявления актуального чувства или желания.

Повторяющиеся сны

Клиент может двигаться в пространстве, усиливая телесность в переживании сна (во время сна тело сновидца было неподвижно, «отключено»). То есть в образах сна субъект встречается с теми желаниями, которые он не решился, не смог проявить в сознательной жизни. И направил их во «внутреннее поле», в поле своих сновидений. Сон может содержать переживания, отвергаемые субъектом.

Клиент рассказывает свой сон. После этого терапевт на преконтакте обсуждает с клиентом чувства, вызванные этим сном. Чувства, ассоциирующиеся со сновидением. На следующем этапе возможно идентификация персонажа из сна и терапевта. Проще всего, если в сновидении это окажется фигура человека. В таком сне вся душевная жизнь субъекта представлена в завершенных картинах.

Эксперименты с такими сновидениями могут быть направлены на то, чтобы идентифицировать чувство. Стоит фокусироваться на новых чувствах, которые возникают в контакте клиента и терапевта во время обсуждения сновидения.

Метафорическое значение сна

Так могут быть рассмотрены сны, которые много раз повторяются в похожих формах, и обрываются приблизительно в одном и том же месте по композиции. В том числе остается открытой проблема связи мифологии, сказок, снов, архаических ритуалов и спонтанныйх фантазий. Образы, найденные в этом сне, не могут быть однозначно перенесены в социальное пространство, или в пространство физического мира. Часто это те образы и сюжеты, которые Юнг относил к архетипическим.

Согласно современным научным представлениям функция сна как физиологического процесса и функция сновидения (особого вида активности психики человека) играют разные роли для человека. И, конечно, особое место занимают сами «сны» как результат активности, как произведения креативного внутреннего «сновидца», увиденные субъектом. Если посмотреть на проблему схематично, то процессы сна в физиологическом плане – сложные механизмы, нацеленные на восстановление физиологического функционирования организма.

Установка на запоминание снов

Но сновидения при особых условиях могут быть просмотрены и при относительно «бодрствующем» состоянии. Сновидения, которые мы иногда можем подсмотреть ( картинки, которые мы видим) – это секрет внутренней коммуникации психики. Мы можем подсмотреть сновидение, иногда удается запомнить его. Или можем забыть его. Все равно, оно выполняет свою определенную работу. Возможно, в будущем можно будет по семантическому анализу эпизодов снов реконструировать механизмы обработки информации.

Работа со сновидением может быть построена подобно психотерапевтическому исследованию реакции человека на произведения искусства. Многие психотерапевтические школы обсуждают работу со сновидениями.

Дальнейшее развитие изучения сновидений в 20 веке шло по пути интерпретации отдельных образов ( составление словаря сновидений) или по пути экспериментирования.

Гештальтподход предлагает экспериментальный путь работы с образами, которые субъект запомнил из своего сновидения. В этом случае нет необходимости запоминать интерпретации сюжетов. Зато терапевту и клиенту стоит быть чувствительным к нюансам эмоциональных и соматических реакций, отзывающихся на отдельные образы сновидения. Эта идея базируется на некоторых общих представлениях о природе сновидения и связях между «верхом» и «низом».

Их можно узнать, кроме Гештальта, в Аналитической психологии Юнга, в психодрамы , в психосинтезе и не только. В гештальт-подходе (вслед за Юнгианским подходом) принято, что каждый образ сновидения представляет собой проекцию. Это может быть проекция эмоции, или личностной роли, или состояния.

Если развить эту идею, то следует так же учитывать и возможность проецирования отношений буквально «соматического» плана, то есть конфликта между органами организма (сердце и печень, например). Поэтому основные техники работы со снами направлены на то, чтобы помочь сновидцу осознавать проекцию.

Частично это состояние похоже на погружение в иную реальность, в «трансовое» состояние. Клиент сознает, что этот рассказ отчасти фантазия о сне, который был увиден когда-то. Воспользоваться материалом сновидения для того, чтобы осознать себя самого.

Общее направление работы терапевта в такой технике должно быть характеризовано как директивное. Он погружен в переживание собственных образов. Терапевт может привлекать внимание клиента к отдельным деталям переживания, помогая фокусировке.

Рассказ о сне в диалоге терапевта и клиента может стать поиском опыта новизны и свежести чувств. В такой работе не меняется сюжет сна, но дается повод для углубления чувства. Сон как специфическая форма активности человека в физическом плане служит условием для того, чтобы могли развиться сновидения.

Еще фишки:

  • Как приготовить мисо супКак приготовить мисо суп В отдельную посуду кладем пасту мисо и заливаем частью бульона. Но основа супа мисо - паста. Состав пасты мисо, это ферментированные особым видом грибов соевые бобы, […]
  • Синтаксические связи слов в словосочетанииСинтаксические связи слов в словосочетании 3) В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения. А 4. Укажите, в каком предложении с однородными членами неверно расставлены знаки препинания. 4. […]
  • Сироп от кашляСироп от кашля И какой лучше сироп от кашля?? С сиропом от кашля ""Джосет"" столкнулась совсем недавно. Отличным противовоспалительным препаратом от кашля является сироп подорожника. […]

Комментарии запрещены.

Навигация по записям