Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии. Объектом специальной педагогики является процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. В начале XX в. в России функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии.


Разделяется на дошкольную, школьную и специальную педагогику взрослых. Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития. Педагогика иезуитов — Основная статья: Иезуиты Педагогика иезуитов образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Специальная педагогика имеет систему целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями.

Специальная педагогика

Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению задач специальной педагогики. Целесообразно выделить группу собственно коррекционно-педагогических принципов, создающих базу для педагогической коррекции отклоняющегося поведения и развития детей и подростков.

Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций. С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.

В настоящее время в международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование». Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.

Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями. Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений. Разработка специальных педагогических технологий. Разработка образовательных и коррекционно-раз-вивающих программ.

Объект и предмет специальной педагогики

Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет собственную терминологию, которая отражает ее специфику. Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. Недостаток – физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.

В последнее время достаточно популярной становится лечебная педагогика, которую правильнее было бы рассматривать как специальную педагогику с медицинским сопровождением. В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация – это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушенных функций. Долгое время в дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребенок.

Также применяется термин дети (лица) с ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в традиционном образовательном процессе. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55 %), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети 8-13 лет, что связано с поздними сроками выявления отклонений в развитии, преимущественно с началом школьного обучения.

Смотреть что такое «Специальная педагогика» в других словарях:

В 2002–2003 учебном году в России работали 1935 специальных (коррекционных) учреждений. Исторически так сложилось, что в первую очередь рассматривались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным.

Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы. Почти не уделялось внимания проблемам специального образования и социально-психологической поддержки молодежи с ограниченными возможностями и взрослых с ограниченной трудоспособностью.

На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций. В эпоху античности отдельные человеческие сообщества, исповедующие культ силы, отнимали жизнь у детей с отклонениями в физическом развитии. Например, в Спарте каждого новорожденного осматривали старейшины, слабых и уродливых детей бросали в пропасть. Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци.

Первые попытки индивидуального обучения глухих были предприняты в 1578 г. в Испании и в 1648 г. в Англии, слепых – в 1670 г. во Франции. Однако широкой поддержки среди государственных деятелей и педагогов в то время эти идеи не получили. Большой вклад в практику внес Эдуард Сеген, идеи которого не получили поддержки на родине во Франции, и он эмигрировал в Америку. В православии сложились гуманные традиции в отношении людей с отклонениями в развитии.

В Уставе о Православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996), вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых. Однако на Руси, так же как и в Европе, отношение к убогим, нищим, калекам было неоднозначным.

На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Остро актуальна проблема интеграции, дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников.

Еще фишки:

  • Детские смеси БеллактДетские смеси Беллакт Купить молочные смеси Беллакт и другие виды фирменного детского питания возможно в нашем интернет магазине. Детские смеси Беллакт - это питание высокой адаптации и по […]
  • , Свитанько И, Свитанько И Медь и серебро встречаются главным образом в виде сернистых соединений. Покрытые одинаковыми адсорбированными слоями частицы сернистых металлов и продуваемые через […]
  • Работа, мощность, энергияРабота, мощность, энергия Таким образом, получая выигрыш в силе в 2 раза, проигрывают в 2 раза в пути, следовательно, и подвижный блок, на дает выигрыша в работе. Чем большую работу может […]

Комментарии запрещены.

Навигация по записям