Объектом исследования является политика США в отношении Ирана с периода Исламской революции 1979 года по 2008 год включительно. На Иран были наложены санкции (запрет на импорт иранской нефти и замораживание иранских активов в американских банках). Американские нефтяные ТНК тоже были изгнаны из Ирана. Сменились приоритеты внешней политики США в регионе: теперь американское правительство делает бóльшую ставку на Израиль и Саудовскую Аравию.


В 1955 году было положено начало деятельности СЕНТО (Багдадский пакт; одним из его участников был Иран), направленный против «коммунистической угрозы» и антизападных сил в регионе. Вплоть до самого свержения Пехлеви США считали Иран своей важнейшей опорой в регионе.

Это была первая в истории религиозно-политическая революция, которая покончила с шахским режимом и дала миру образец политического руководства духовенства на основе шариата. После 1979 г можно выделить следующие тенденции во взаимоотношениях между США и Ираном. 4 ноября 1979 г в Тегеране были взяты в заложники работники американского посольства. В этой операции участвовали посредники (например, Израиль и Саудовская Аравия). Таким образом, к окончанию холодной войны некоторые экономические связи между США и Ираном сохранились, а политические были разорваны.

Американскому руководству, таким образом, пришлось «с нуля» приобретать, опыт выработки и реализации политики в отношении принципиально нового по характеру политического строя, государства. В этот период в США сформировалось восприятие теократического режима как враждебного, а проводимая им политика однозначно стала оцениваться как угрожающая американской безопасности.

Названные фундаментальные установки американской политики в отношении режима оставались неизменными. В самом начале президентского срока Барака Обамы новая администрация одной из целей внешней политики обозначила улучшение американо-иранских отношений. Данное намерение было озвучено в период активных дискуссий о кризисе и закате однополярного мироустройства. В связи с этим актуальность темы исследования обусловлена анализом особенностей подхода, американских администраций к формированию и реализации; политики-.

Степень изученности темы: В советской историографии проблеме американо-иранских отношений уделялось значительное внимание. Однако анализ двухсторонних отношений носил в этих работах скорее публицистический характер по свежим следам событий. Комплексный анализ американо-иранских отношений в< данной монографии отсутствует. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2009; Задонский С.М. Ядерная программа Ирана и российско-американские отношения.

Внешняя политика Исламской Республики Иран: отношения с США и иранская ядерная проблема (1990-2009-е гг.)

2003, № 2; Роудс М. Ядерная программа Ирана: варианты действий США после выборов // Connections. Источники’исследования можно разделить на несколько групп: Первая группа включает официальные документы и материалы, большая часть которых доступна в сети интернет.

22 Буш Дж. Глядя в будущее: Автобиография: Пер. с англ. — M.: Прогресс, 1989; Рейган Р. Жизнь по-американски. В том числе, упоминается иранский случай24. Большую- ценность представляют мемуары бывшего посла СССР в США А.Ф. Добрынина25.

13 декабря 1856 года — подписан американо-персидский договор «О дружбе и торговле» (аннулирован как неравноправный в 1928 году). 1883 год — между США и Персией установлены дипломатические отношения. Н.И. Смоленский. М.: Ин-т проблем развития науки РАН, 2010; Евсеев B.B., Сажин В.И. Иран, уран и ракеты. Американо-иранские отношения занимают важное место в региональной политике США послевоенного периода.

Еще фишки:

Комментарии запрещены.

Навигация по записям